1.302.000

Совокупная аудитория бренда,
Mediascope, NRS – Россия, Май – Октябрь 2019, Google Analytics, декабрь 2019, Данные социальных сетей на 9 января 2020 года

Контакты

Главный редактор

Анастасия Ромашкевич

Издатель AD & Glamour

Виктория Бухаркина

Бренд-менеджер

Елизавета Кирилина

Директор по рекламе

Мария Приворотская

Старший менеджер по рекламе

Варвара Милославская

Менеджер по рекламе

Мария Карлова

Менеджер по рекламе

Дарья Тарасова

Координатор по рекламе

Прохорова Кристина

История сталинских высоток в деталях – в материале AD

РАЗДЕЛ: AD

ТЭГИ: AD

Сталинские высотки бросили вызов капиталистическим дворцам ар-деко. Но война шла не по правилам: на Западе царила эстетика, у нас – идеология.

из
Публикуем архивный материал из октябрьского номера AD за 2001 год. Один из лучших интерьерных фотографов мира Фриц фон дер Шуленбург прилетел в Москву специально, для того чтобы снять для AD репортаж о сталинских высотках, а текст написал искусствовед и архитектурный критик Владимир Паперный. Изучайте уникальные фотографии и слушайте эпизод нашего подкаста "У стен есть уши" о сталинской архитектуре.

Одни считают, что стиль ар-деко начался с Парижской выставки 1925 года и кончился Нью-Йоркской выставкой 1939-го. Другие – что начался значительно раньше и не кончится никогда. Одни думают, что история сталинских высоток началась с 1947 года. Я думаю, что с 1817-го, когда Александр Витберг выиграл конкурс на проект храма Христа Спасителя. Храм высотой 230 метров состоял из параллелепипеда, куба и цилиндра, несущего купол со шпилем. Проект живописца Витберга осуществить было нельзя. Его забросили. Витберга сослали в Сибирь.

Дворец Советов – на месте храма, построенного таки в 1889 году по проекту Константина Тона и дружно ненавидимого всеми, – повторял символику Витберга: параллелепипед “мировых основоположников социализма и коммунизма”, куб “Маркса и Энгельса” и цилиндр под статую Ленина. Дворец должен был превзойти Empire State Building – самое высокое здание той эпохи и один из главных символов ар-деко.

Дворец Советов тоже оказалось невозможно построить. Построили кольцо семи высоток – первых в России зданий со сборным стальным каркасом. Первый блин оказался комом. В России – две системы чертежных проекций, архитектурная и машиностроительная (в Америке, где каркас изобрели, одна). В архитектурной системе вид слева помещается слева, в машиностроительной – справа. Чертежи каркаса делали архитекторы, а изготавливали его на машиностроительных заводах. Там их поняли по-своему. На стройке выяснилось, что собрать нельзя ничего – все детали смотрят не в ту сторону. Так что первую высотку – на Смоленской – построили дважды.

Высотки обладали многими чертами ар-деко: смесью ретро с футуризмом, эклектикой, использованием современной техники и дорогих материалов. Но насколько глубоко это сходство? Эклектика ар-деко идет от игры и легкости. Эклектика высоток – это тяжесть и давление. Стили смешивались не для веселья, а потому, что стиль в чистом виде казался опасным проводником враждебной идеологии. “Нам одинаково чужды, – говорилось тогда, – и конструктивизм, и подражатели классики, и эклектика”. Что же остается? Ничего. Стиль высоток – это и есть стиль “ничего”.